Вы здесь

Back to top

Ученые не сомневаются – пятый океан существует

6 октября 2017

Документы

В четверг, 6 октября, состоялось заседание Молодежного интеллектуального клуба Русского географического общества на тему «Географическая карта мира – поле битвы между консерватизмом и эволюцией на примере Южного океана». Мероприятие прошло в Штаб-квартире РГО в Москве.

В рамках заседания участники совместно с приглашенными экспертами обсудили, почему не утихают споры об официальном выделении Южного океана и специфики определения его границ на мировых картах.


Южный океан – это пятый океан на Земле, воды которого окружают Антарктиду. Его примерная акватория, принятая в 2000 году Международной гидрографической организацией, занимает часть земного шара южнее 60-й параллели южной широты, включая южные части Атлантического, Индийского и Тихого океанов.


Юноши и девушки предположили, что главная причина – отсутствие четких границ. Эксперты же отметили, что многие ученые признали существование пятого океана, но окончательное решение необходимо принять в рамках следующего Международного географического конгресса, который состоится в 2020 году в Стамбуле.


Международный географический конгресс проводится Международным географическим союзом (МГС) раз в четыре года. Итоговая резолюция, которая принимается международными географическими сообществами, входящими в МГС, оказывает влияние на решение конкретных географических задач.


«Для ученых сомнений нет, Южный океан – пятый океан. Напомню, что существует еще договор об Антарктике – южнее 60 градуса нельзя проводить промышленные работы, можно заниматься только научными исследованиями. Этот договор уже заканчивается и, скорее всего, будет перезаключаться странами-участниками, поэтому вопрос Южного океана еще будет обсуждаться», - пояснил Евгений Морозов, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией физики океана и внутренних волн Института океанологии РАН.



Также эксперт особо обратил внимание на то, что неразрешенность вопроса о существовании пятого океана на государственном уровне оказывает влияние на показатели качества образования в России.

«Я приведу пример, в рамках Единого государственного экзамена был когда-то вопрос о количестве океанов в мире. Те ребята, которые отвечали, что их пять – получали сниженный бал по ЕГЭ несправедливо», - заключил Морозов.

Кроме этого, участники предложили свои варианты выделения Океана, нарисовав границы на специально предоставленных картах. Одним из самых распространённых решений по формированию новой водной границы стали течения. Также ребята предлагали выделить Южный океан по окончаниям материков, по границе основных массивов плавучих льдов и по шельфу. Эксперты поддержали первый вариант, однако для удобства картографирования Южный океан следует выделять по 60-й параллели.



На заседании во время командных дебатов также обсудили тему переименования и выделения географических объектов в России. К одному мнению прийти не удалось – все три команды предложили разные варианты решения. Участники первой команды заявили о необходимости изменения географического названия только на историческое. Вторая команда была убеждена, что переименовывать объекты следует по требованию местного населения. Отказаться от вмешательства в названия населенных пунктов, водных и других любых объектов предложили участники третьей команды.

«У ЮНЕСКО географические названия – это часть сохранения культурного наследия. В России с 1997 года существует закон, где переименование – исключение, которое действует только в нескольких случаях. И только государство имеет право принять решение. К примеру, если название выражено аббревиатурой или противоречит правилам русского языка, также в случае исторического фактора», - рассказал Владимир Богинский, начальник отдела лингвистического анализа наименований географических объектов, ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД».


В завершение, юношам и девушкам предложили разгадать необычную загадку об истории возникновения четких границ Антарктиды, с которой эксперты не могут справиться вот уже несколько лет. В течение недели, до 12 октября, ребята должны прислать свои варианты ее решения. Русское географическое общество выберет лучшую версию и наградит победителя.