В Республике Саха (Якутия) завершилась первая Молодёжная научная школа "Изменения климата и современные методы исследования". Она объединила молодых ученых и медиаспециалистов из Республики Саха (Якутия), а также из городов Москва, Санкт-Петербург, Горно-Алтайск, Оренбург, Пермь, Астрахань, Иркутск. Участники с 8 по 15 июля погрузились в изучение особенностей изменения климата в регионе и связанных с этим социально-экономических проблем. Организатором проекта выступает Молодёжный клуб РГО на базе отделения Общества в Республики Саха (Якутия) при поддержке Молодёжного клуба РГО "Сохраняй Алтай".
Климатическая школа позволила в полевых условиях ознакомиться с уникальными природными явлениями, связанными с изменением рельефа местности, и провести научные исследования. В научную школу были отобраны участники, обладающие специализацией и опытом в самых разнообразных областях: гидрометеорология, палеонтология и палеоклиматология, климатология, экология, география, агрономия, история, образовательная деятельность, государственная служба и юриспруденция и пр.
Участникам выпала уникальная возможность увидеть своими глазами последствия изменения климата, изучив природные достопримечательности: солифлюкционные террассы (стекание грунта) на коренном берегу реки Лена, алаасы — понижения в рельефе, встречающиеся с озерами, наледь Булуус — ледяной массив, сохраняющийся даже летом при высоких температурах, Тукулан — развеваемые песчаные дюны, находящиеся на берегу р. Лены, и главную природную достопримечательность Якутии — Ленские столбы. Ленские столбы — природный памятник кембрийского времени, уникальное образование в виде скал-столбов, которые растянулись вдоль реки на сорок километров, что завораживают своим величием.
Кроме этого участники познакомились с различными формами рельефа: быллары (понижение в рельефе, при таянии подземного льда), байджарахи (бугры, появившиеся в процессе термокарста), булгуннняхи (бугры пучения), термокарстовые озера, термоэрозионные овраги, скалы и пещеры левого берега р. Лена и пр.
Командное взаимодействие помогло участникам заниматься всесторонними исследованиями и сбором информации об актуальных проблемах, вызванных климатическими изменениями в Хангаласском улусе Республики Якутия. Были изучены причины изменения климата и последствия для природной среды, в том числе для ландшафта и почвенного покрова, проанализирована адаптация местного населения к условиям "вечной мерзлоты".
"Якутия для меня стала краем контрастов — мерзлота и степной сухой климат. А самое большое открытие — местное население, его гостеприимство и адаптация к изменяющимся условиям. Считаю, что Якутия — центр для сосредоточения научных, политических и общественных сил для решения актуальных проблем климатических изменений и последствий, с учетом накопленного опыта адаптации местного населения. Научную школу можно назвать проектом, выполняющим такую функцию. Особая атмосфера проекта, помогла состояться научной синергии, которая была дополнена уникальной культурной составляющей", — отметила эксперт проекта Валентина Ситникова.
Участники проекта, студенты Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова Эрчим Андреев и Тит Филиппов провели исследования грунта с целью изучения деградации мерзлоты и определили, что почва лучше оттаивает на территориях, где активно проводятся сельскохозяйственные работы.
Также были проведены картографические исследования, изучен берег реки Лена возле питомника лесных бизонов в местности Усть-Буотама, а также термокарстовые овраги в селе Тит-Ары. Изучены рекреационные объекты для изучения адаптивных мер в рамках климатических изменений, а также проведен опрос местных жителей для выявления особенностей изменения рельефа и сопряженных с этим проблем.
На итоговом круглом столе участники представили результаты своих научных изысканий. Так, были озвучены вопросы и решения проблем, связанных с рисками развития термокарстовых процессов и их последствий для местных жителей, развитии термоэрозионных процессов в ряде сел, рекреационная деятельность и адаптация местного населения и пр. Впереди обработка данных и написание научных публикаций.
Участники научной школы посетили в Республиканский зоопарк Орто-Дойду и ознакомились с физиологическими отличиями домашнего скота. Домашний скот преимущественно ниже ростом, более плотного сложения. Как отметил участник Станислав Колесов:
"Данные отличия связаны с приспособлением домашнего скота (коровы, лошади и др.) к климату региона, которые были приобретены ими в течение нескольких поколений. Плотность телосложения связана с накоплением жиров, и как следствие правильному использованию энергии".
В бизонарии "Усть-Буотама" участники познакомились с опытом возрождения на исторической родине исконной для Якутии фауны — лесных бизонов. Лесной бизон, ровесник мамонта — исчезающий вид, занесенный в международную Красную книгу. Животные попали в бизонарий из Канады в 2006 году.
Во время посещения Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства в городе Покровске была проанализирована адаптация к выращиванию зерновых культур в регионе.
"Проект очень насыщен посещением полигонов под открытым небом, для проведения научных исследований. Нам удалось выполнить все поставленные задачи и сделать даже больше. Научная школа стала хорошей площадкой для изучения современных методов исследований в области изменения климата, особенно для начинающих ученых. Планируем продолжить работу в этом актуальном для нашего региона направлении и привлекать специалистов разных профилей для решения проблем и для передачи опыта", — поделилась руководитель проекта Людмила Аргунова.
Особый интерес у участников из других регионов вызвало знакомство с культурно-этнографическими особенностями региона, с богатой исторической частью, так участниками был посещен культурно-этнографический комплекс "Орто-Дойду", где ежегодно отмечается праздник — Ысыах (якутский традиционный праздник лета). Данный комплекс состоит из якутского спиралевидного календаря, реконструкций древних якутских жилищ и ритуальных столбов — Сэргэ.
Как отметила секретарь Отделения Общества в Якутии, научный сотрудник лаборатории криогенных ландшафтов института мерзлотоведения СО РАН Александра Петрова, проводившая ознакомительную программу в этнографическом комплексе:
"Проведение праздника Ысыах связанно с непосредственным окончанием зимы и подразумевает под собой начало короткого периода лета, когда население имеет возможность подготовиться к наступлению следующей зимы. Таким образом даже национальные традиции находятся в прямой взаимосвязи с климатическими условиями".
Помимо настоящего этнографического комплекса во всех селах, где были участники, имеются музеи и всегда имеются заинтересованные жители, которые рассказывают как о истории своего дома, так и о традициях в целом. В селе Чкалов в музее этнографа, юриста и общественного деятеля Г.В. Ксенофонтова воспроизведен быт и уклад якутов на начала XX века. Участники отметили музей, где собраны ценные экспонаты, рассказывающие о богатой истории и культуре острова. На острове, где проживают около 300 человек, для участников были продемонстрированы обряды и традиции, национальные костюмы и кухня.
В селе Тит-Ары проживают потомки ямщиков — русских переселенцев XVII века, которые находились на государственной службе и выполняли ямскую повинность для почтовых перевозок.
Жители Хангаласского улуса активно участвовали в программе школы и помогали проводить научные исследования. Глава Мальжагарского наслега Айталина Васильева показала в черте села Булгунняхтах алаас (плоское понижение в рельефе с озером) и булгуннях (гидролакколиты — многолетние бугры пучения). Также была организована встреча с местными жителями, где в непренуждённой обстановке участники смогли обсудить вопросы, касающиеся предотвращения распространения просадки грунта вблизи села, изменение границ островных территорий и пр.
Жители Булгунняхтах познакомили с традиционным видом декоративно-прикладного искусства и провели мастер-класс по изготовлению оберега из конского волоса.
"Я получила от поездки все, что ожидала, в том числе потрясающую компанию, интересных людей из различных сфер, которые делятся своим опытом. Но, помимо этого, на эту экспедицию у меня были собственные запросы, я хотела хотя бы поверхностно изучить этнографию и культуру якутского народа и мне это удалось несмотря на то, что наша экспедиция ставила своей целью изучение климата. Выражаю благодарность организаторам за такую возможность", — поделилась участница школы Екатерина Батяшева.
Отметим, что другой не менее важной задачей, выполненной в рамках Молодёжной климатической научной школы, является популяризация науки среди молодёжи. Об этом и результатах проекта эксперт школы Валентина Ситникова рассказала в прямом эфире телепередачи "Утро Якутии" телеканала "Якутия 24".
Молодёжная научная школа оказалась важным событием для ее участников, они смогли получить актуальные знания о текущих проблемах, связанных с климатическими изменениями, с которыми сталкиваются жители региона и смогут найти пути их решения, выработать рекомендации. Полученные знания и приобретенный опыт будут активно использоваться для подготовки участниками научных работ по направлениям своей специализации, что поспособствует просвещению и образованию населения о климатических проблемах и способах их решения, а также оказании помощи научным работникам, занятым в решении задач настоящей отрасли, преемственности и популяризации науки в целом.
Проект реализуется при грантовой поддержке Русского географического общества. Партнерами выступают Институт мерзлотоведения СО РАН, национальный парк "Ленские Столбы", Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова и Российский государственный гидрометеорологический университет (г. Санкт-Петербург).