На географическом факультете СГУ состоялся очный этап Всероссийского научно-исследовательского конкурса для школьников «Арктика». Конкурс проводится ежегодно в течение четырех лет Молодежным клубом на базе Саратовского областного отделения РГО совместно с географическим факультетом СГУ имени Н.Г. Чернышевского в рамках научно-просветительского проекта «Академия Арктика».
Проект «Академия Арктика», основанный на идеях популяризации арктического и антарктического регионов и привлечения молодых людей школьного и студенческого возраста к изучению научных дисциплин, широко применяемых в полярных районах, стал одним из победителей в конкурсе грантов на Международном форуме «Арктика. Сделано в России» в 2014 году.
Конкурс проводится в два этапа. С ноября 2019 года по январь 2020 года длился отборочный (заочный) этап конкурса. Участники – школьники с 5 по 11 классов и учащиеся средне-специальных учебных заведений – должны были подготовить краткие тезисы и презентацию своего научного исследования на одну из заданных тем.
Победителей первого этапа конкурса пригласили на географический факультет СГУ имени Н.Г. Чернышевского на очный тур, который проводился в виде научной конференции школьников, оцениваемой экспертным жюри. В состав комиссии вошли преподаватели географического факультета, представители Саратовского областного отделения РГО, активисты Молодежного клуба на базе Саратовского областного отделения РГО.
«Жюри при оценке работ обращало внимание на заинтересованность школьников различными аспектами изучения и освоения Арктики и Антарктики. Неоднократно после выступлений на очном этапе конкурса разворачивались долгие дискуссии между школьниками и преподавателями по различным вопросам. Именно это является главной задачей данного конкурса: развитие у детей познавательного интереса, вовлечение их в исследовательскую деятельность», — рассказали организаторы.
Следует отметить, что награждение конкурсантов проводится для каждого этапа отдельно: все участники отборочного этапа получили Сертификаты участия в электронном виде, а победители и участники очной конференции (1-3 место) награждены Дипломами победителей научно-исследовательского конкурса «Арктика» и памятными подарками. Жюри также отметило научных руководителей победителей Благодарственными письмами за отличную подготовку учеников к конкурсу.
В 2020 году спонсором конкурса выступил Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Саратова - центр притяжения для всех, кому интересны наука и инновации. В ИЦАЭ Саратова можно получить достоверную информацию про ядерные технологии, посмотреть фильмы, послушать лекции выдающихся российских ученых, принять участие в огромном количестве научно-популярных и познавательных мероприятий и экскурсий.
Представитель ИЦАЭ Саратова Мария Николаевна Букина приветствовала участников конференции на открытии конференции и пригласила всех желающих на различные мероприятия и конкурсы, проводимые Центром.
«Мне, как выпускнице географического факультета, было очень приятно посетить конференцию. Хочу отметить высокий уровень представленных работ, грамотную подачу информации. Конкурсанты хоть ещё и школьники, но уже выступают на уровне студентов первых и вторых курсов. ИЦАЭ Саратова с радостью поддержал данный конкурс, тем более, были работы тематики атомной отрасли. Отрадно, что школьники при подготовке использовали материалы сайта myatom.ru и посещали программы центра», — отметила Мария Николаевна.
Помимо дипломов и памятных призов в 2020 году победителям категории с 9 по 11 классы начисляются баллы в качестве индивидуальных достижений при поступлении на географический факультет СГУ имени Н.Г. Чернышевского: за 1 место – 5 баллов, за 2 место – 4 балла, за 3 место – 3 балла. Данное условие действует не позднее четырёх лет после окончания школы.
Все материалы участников заключительного этапа конкурса опубликованы в электронном сборнике на сайте проекта «Академия Арктика».
В 2020 году на заключительный этап конкурса «Арктика» в IV корпус СГУ приехали больше 30 учащихся школ области из Саратова, Балакова, Энгельса, Красного Кута, Ртищева, Пугачёва, ЗАТО Светлый, села Перелюб и районного поселка Турки. Также в этом году в очном этапе конкурса приняли участие ученики из Санкт-Петербурга и Москвы.
Они соревновались в четырех направлениях конференции: «Погода и климат Арктики и Антарктики», «Научные исследования Арктики и Антарктики», «Океанологические исследования в морях Арктики и Антарктики», «Экологические проблемы Арктики и Антарктики».
При выступлении многие ребята используют раздаточные материалы в виде буклетов, а при написании работ делают сравнительную характеристику и анализ исследования с графиками, диаграммами, маршрутами экспедиций и другим.
В 2020 году большое количество работ младших школьников было посвящено изучению экологических проблем Арктики и Антарктики. Ребята задумались над тем, как можно изменить экологию данного региона в лучшую сторону, и какой свой вклад они могут предложить. Жюри отметило работу Букина Александра, ученика 7 класса МБОУ «СОШ № 33» г. Энгельса, который создал компьютерную развивающую игру для дошкольников.
Интересные методы решения экологических проблем Арктики были предложены в работе ученицы 6 «Б» класса МОУ «СОШ №47» р.п. Сенной, например, осуществить установку на земной орбите специальной защиты с применением зеркал и заслонок на ледниках, а также вывести растения путем селекции, которые будут направлены на более эффективное поглощение углекислого газа.
Одна из самых интересных и ярких работ в категории впечатление конкурса «Арктика» 2020 года, по мнению организатора Елены Демидовой, «Экологические проблемы Арктики и Антарктики» ученицы 8 «А» класса МОУ «СОШ № 2» ГО ЗАТО Светлый Саратовской области Потаповой Алёны. Она не только обозначила многие проблемы полярных регионов, но и подробно рассмотрела, так называемую «замороженную» угрозу, хранящуюся под вековыми льдами. Также для самостоятельного ознакомления слушателей с данной темой она подготовила буклет «Ящик Пандоры», посвященный различным древним вирусам и бактериям, которые оживают и возвращаются к жизнедеятельности.
«Уже третий год я участвую в качестве члена жюри в этом мероприятии. Многих школьников я помню еще по предыдущим конференциям. Конечно, уровень выступлений старших классов сильно выше, чем у ребят младшего звена», – отметил старший преподаватель Шлапак Павел Александрович. – «В этом году особенно запомнилась работа ученицы 10 класса ГБОУ «Школа № 1236 имени С.В. Милашенкова» г. Москва Шехобаловой Маргариты Сергеевны, посвященная исследованию чувствительности к холодовому воздействию на двух сортах тритикале и гипотезе генной модификации как перспектива для создания адаптированных видов для повышения биоразнообразия в Антарктиде. Очень интересная тема вместе с заинтересованностью и владением материалом докладчика оставили очень приятные впечатления! Запомнилось также выступление Лебедянцевой Виктории Ярославовны, ученицы 10 «Б» класса МОУ «СОШ №21» Энгельсского муниципального района, темой которого была советская экспедиция Г.А. Ушакова и Н.Н. Урванцева по исследованию архипелага Северная Земля 1930-1932 гг. Особенно хотелось отметить великолепное владение темой, по уровню превосходящее защиты многих курсовых работ студентов, а также очень грамотную и уверенную подачу материала».
По мнению руководителя проекта «Академия Арктика», Червякова Максима Юрьевича, чем «точечнее» выбрана тема исследований, тем она интереснее, и, как правило, лучше и зрелищнее происходит защита работы.
Победителем во взрослой категории стала Шехобалова Маргарита (Школа № 1236 имени С.В. Милашенкова, г. Москва), в младшей категории победителями стали сразу четыре учащихся: Амосова Яна (МОУ «СОШ» № 47», р.п. Сенной, Вольский район), Букин Александр (МБОУ «СОШ № 33» г. Энгельса), Вершинина Анна (МАОУ «Гимназия №1» г. Балаково), Мохнаткин Михаил (ГБОУ «Инженерно-технологическая школа №777», г Санкт-Петербург).
С результатами конкурса можно ознакомиться на сайте проекта «Академия Арктика».