Back to top

Забытая временем легенда или как осенний сброс воды на Волге напомнил о "Саратовском ледоколе"

25 октября 2023

Одна из самых обсуждаемых тем в саратовских СМИ в последнее время – низкий уровень воды в Волгоградском водохранилище. Эта тема стала такой обсуждаемой, так как прежде в XXI веке уровень воды никогда не был настолько малым: 22 октября 2023 г. он упал до 13,49 м. Ещё ниже вода опускалась в 1984 году, тогда уровень воды составил 13,33 м. Сброс воды осенью в каскаде волжских водохранилищ – ежегодный процесс, но нынешний, день за днём понижающийся уровень воды в Волгоградском водохранилище у Саратова побивает рекорды десятилетий.

ugdyphdt0-a.jpg

"Саратовский ледокол" во время одной из зимних навигаций (конец XIX века)
Автор: Из книги И.Д. Смилевца "Саратовский ледокол: жизнь и судьба"

Можно уверенно сказать, что уровень воды в районе Саратова не опускался так сильно уже более 35 лет. Как поясняют специалисты, данное явление связано с работой Волго-Камского каскада водохранилищ, сказались и погодные условия и многолетний маловодный цикл в бассейне Волги и на Каспии. По некоторым данным, снижение уровня воды в Волгоградском водохранилище, связанным с попуском воды на Волго-Ахтубинскую пойму и дельту Волги может продолжаться до 10 ноября. Обнажение дна и расширение пойменных участков на Волге негативно сказывается на речных биотопах в некоторой степени – навигации маломерных судов, и не только.

Перейдём к основной теме публикации – затонувшему на дне Волги близ берега Энгельса "Саратовскому ледоколу". Первый в мире речной ледокол, и, как считается, первый в России ледокол – настоящая легенда (а если точнее, её корпус) вот уже более 50 лет покоится на волжском дне.

Историей "Саратовского ледокола" я интересуюсь с 9 лет. Мне, будучи любителем водного транспорта и некогда активистом музея речного флота г. Саратова, удалось за прошедшие годы узнать много интересного об этом уникальном судне, пообщаться с людьми, так или иначе связанными с темой ледокола. Я застал тот период, когда в саратовских СМИ практически каждый (если не каждый) день писали о том, что "Саратовский ледокол" будет поднят со дна Волги, восстановлен, установлен в Саратове. С тех пор прошло около 8 лет, корпус ледокола по-прежнему находится на своём месте. За несколько лет я ни разу не видел даже очертаний "Саратовского ледокола", а нынешние реалии позволили увидеть не только очертания, но и небольшую часть корпуса легендарного судна. Мне удалось подобрать максимально удачные условия для наблюдения и съёмки – солнечная, относительно безветренная погода, низкий уровень воды, который, как я уже писал выше, 22 октября составлял всего лишь 13,49 м. Ещё лучше корпус ледокола увидеть не удастся, так как он лежит с креном, а кроме того, носовая часть лежит на грунте выше, чем кормовая.

img_4165-4.jpg

Затонувший у берега "Саратовский ледокол" в районе саратовского автодорожного моста через Волгу недалеко от берега Энгельса (22 октября 2023 г.)
Автор: Глеб Майоров

Так вот, "Саратовский ледокол" за последние 35 лет никогда не был виден так хорошо, как этой осенью. И о ледоколе снова вспомнили, заговорили, начали писать в местных СМИ. Незначительное, но внимание сейчас снова приковано к легендарному судну. Местные жители проявляют интерес, приезжают на место затопления, находящееся совсем неподалёку от саратовского автодорожного моста. Складывающаяся на Волгоградском водохранилище гидрологическая обстановка обнажила корпус "Саратовского ледокола", как бы непреднамеренно, в очередной раз напоминая, что уникальный, достойный внимания объект находится совсем рядом.

Я, пользуясь случаем, тоже хотел бы напомнить о том, что близ энгельского берега покоится настоящая легенда, гордость нашего региона, нашей страны, судно, прошедшее две войны, внёсшее свой вклад в победу в Великой Отечественной войне, принявшее участие в строительстве нескольких важнейших сооружений, в том числе моста Саратов-Энгельс. Судно, об истории, заслугах которого говорится меньше, чем хотелось бы, возможно это одна из причин, из-за чего так печально обошлись с "Саратовским ледоколом" более полувека назад, когда он был списан, а впоследствии и вовсе оказался на волжском дне. Очень важно не допускать подобного, не забывать о настоящей реликвии, не забывать историю.

2pyoixwgnjk.jpg

"Саратовский ледокол" в 1941 году в районе Сталинграда
Автор: Из книги И.Д. Смилевца "Саратовский ледокол: жизнь и судьба"

Хоть мнения экспертов и общественности касательно подъёма корпуса судна, пролежавшего на дне Волги более 50 лет, несколько лет назад разделились, категорически эту возможность никто не исключает, а значит, "Саратовский ледокол" имеет право на новую жизнь. Новая жизнь легендарного судна требует серьёзной работы специалистов, расчётов, проектирования, больших вложений: финансов, времени, и не только. Сейчас в наших с вами силах, поддерживать, как минимум, память о "Саратовском ледоколе". Чем больше людей знает о легендарном ледоколе и помнит о нём, тем больше вероятность того, что "Саратовский ледокол" снова заметят влиятельные люди, организации и т.д., которые заинтересуются его подъёмом и восстановлением. Что может сделать его в дальнейшем брендом региона, объектом культурного наследия.

Безусловно, есть и сейчас люди, которые помнят об этом уникальном судне. Так, 19 октября прошлого года в Энгельсской Центральной городской библиотеке состоялась презентация книги полярного путешественника, члена РГО, члена Союза писателей России Игоря Смилевца "Саратовский ледокол: жизнь и судьба". В январе этого года команда АНО "Код культуры" представила проект "Саратовский ледокол: виртуальная экскурсия", суть которого заключается в создании мобильного приложения для экскурсии с дополненной реальностью к месту затопления судна, привлечении внимания к истории ледокола. К сожалению, пока эта экскурсия так и не состоялась, но радует, что работа ведётся, неравнодушные к легендарному судну люди трудятся, делают всё от них зависящее. Память о ледоколе живёт, хоть и на данный момент в узких кругах, среди не самых больших групп людей.

a3wfn-l7kiq.jpg

Осмотр "Саратовского ледокола" адмиралом флота С.О. Макаровым (на палубе крайний слева, в фуражке) 23 ноября 1897 г.
Автор: Из книги И.Д. Смилевца "Саратовский ледокол: жизнь и судьба"

Через 2 года – две важные юбилейные даты, связанные с "Саратовским ледоколом": 7 мая 2025 исполнится 130 лет со спуска судна на воду, а в октябре того же года исполнится 130 лет с прибытия ледокола в Саратов. Искренне хочется верить, что по мере приближения к этим двум историческим датам о "Саратовском ледоколе" вновь заговорят более настойчиво, и не только заговорят, но и будут предприняты конкретные действия, направленные на сохранение легендарного судна. Быть может, это и не произойдёт к 2025 году, но однажды – обязательно... Однажды "Саратовский ледокол" станет известен больше, чем на сегодняшний день, и сложившаяся гидрологическая обстановка на Волгоградском водохранилище в данный момент является напоминанием о том, что на легендарное судно нужно вновь обратить внимание. "Саратовский ледокол" – будет жить!


Материал подготовил активист Молодёжного клуба РГО "Волга", любитель водного транспорта и фотограф, призёр фотоконкурса РГО "Самая красивая страна" в отдельной детской номинации (2021 г.), студент первого курса Института филологии и журналистики СГУ имени Н.Г. Чернышевского, направление "Журналистика" Глеб Майоров.