Back to top

Состоялась первая Молодёжная климатическая школа РГО

18 июля 2024

В Республике Саха (Якутия) завершилась первая Молодёжная научная школа "Изменения климата и современные методы исследования". Она объединила молодых ученых и медиаспециалистов из Республики Саха (Якутия), а также из городов Москва, Санкт-Петербург, Горно-Алтайск, Оренбург, Пермь, Астрахань, Иркутск. Участники с 8 по 15 июля погрузились в изучение особенностей изменения климата в регионе и связанных с этим социально-экономических проблем. Организатором проекта выступает Молодёжный клуб РГО на базе отделения Общества в Республики Саха (Якутия) при поддержке Молодёжного клуба РГО "Сохраняй Алтай".

Климатическая школа позволила в полевых условиях ознакомиться с уникальными природными явлениями, связанными с изменением рельефа местности, и провести научные исследования. В научную школу были отобраны участники, обладающие специализацией и опытом в самых разнообразных областях: гидрометеорология, палеонтология и палеоклиматология, климатология, экология, география, агрономия, история, образовательная деятельность, государственная служба и юриспруденция и пр.

dsc08039.jpg

Елена Ознобихина
Автор: Елена Ознобихина

Участникам выпала уникальная возможность увидеть своими глазами последствия изменения климата, изучив природные достопримечательности: солифлюкционные террассы (стекание грунта) на коренном берегу реки Лена, алаасы — понижения в рельефе, встречающиеся с озерами, наледь Булуус — ледяной массив, сохраняющийся даже летом при высоких температурах, Тукулан развеваемые песчаные дюны, находящиеся на берегу р. Лены, и главную природную достопримечательность Якутии Ленские столбы. Ленские столбы природный памятник кембрийского времени, уникальное образование в виде скал-столбов, которые растянулись вдоль реки на сорок километров, что завораживают своим величием.

Кроме этого участники познакомились с различными формами рельефа: быллары (понижение в рельефе, при таянии подземного льда), байджарахи (бугры, появившиеся в процессе термокарста), булгуннняхи (бугры пучения), термокарстовые озера, термоэрозионные овраги, скалы и пещеры левого берега р. Лена и пр.

Командное взаимодействие помогло участникам заниматься всесторонними исследованиями и сбором информации об актуальных проблемах, вызванных климатическими изменениями в Хангаласском улусе Республики Якутия. Были изучены причины изменения климата и последствия для природной среды, в том числе для ландшафта и почвенного покрова, проанализирована адаптация местного населения к условиям "вечной мерзлоты".

"Якутия для меня стала краем контрастов мерзлота и степной сухой климат. А самое большое открытие местное население, его гостеприимство и адаптация к изменяющимся условиям. Считаю, что Якутия центр для сосредоточения научных, политических и общественных сил для решения актуальных проблем климатических изменений и последствий, с учетом накопленного опыта адаптации местного населения. Научную школу можно назвать проектом, выполняющим такую функцию. Особая атмосфера проекта, помогла состояться научной синергии, которая была дополнена уникальной культурной составляющей", отметила эксперт проекта Валентина Ситникова.

Участники проекта, студенты Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова Эрчим Андреев и Тит Филиппов провели исследования грунта с целью изучения деградации мерзлоты и определили, что почва лучше оттаивает на территориях, где активно проводятся сельскохозяйственные работы.

Также были проведены картографические исследования, изучен берег реки Лена возле питомника лесных бизонов в местности Усть-Буотама, а также термокарстовые овраги в селе Тит-Ары. Изучены рекреационные объекты для изучения адаптивных мер в рамках климатических изменений, а также проведен опрос местных жителей для выявления особенностей изменения рельефа и сопряженных с этим проблем.

photo_5247030145750000383_y.jpg

Валентина Ситникова
Автор: Валентина Ситникова

На итоговом круглом столе участники представили результаты своих научных изысканий. Так, были озвучены вопросы и решения проблем, связанных с рисками развития термокарстовых процессов и их последствий для местных жителей, развитии термоэрозионных процессов в ряде сел, рекреационная деятельность и адаптация местного населения и пр. Впереди обработка данных и написание научных публикаций.

Участники научной школы посетили в Республиканский зоопарк Орто-Дойду и ознакомились с физиологическими отличиями домашнего скота. Домашний скот преимущественно ниже ростом, более плотного сложения. Как отметил участник Станислав Колесов:

"Данные отличия связаны с приспособлением домашнего скота (коровы, лошади и др.) к климату региона, которые были приобретены ими в течение нескольких поколений. Плотность телосложения связана с накоплением жиров, и как следствие правильному использованию энергии".

dsc08066.jpg

Елена Ознобихина
Автор: Елена Ознобихина

В бизонарии "Усть-Буотама" участники познакомились с опытом возрождения на исторической родине исконной для Якутии фауны — лесных бизонов. Лесной бизон, ровесник мамонта — исчезающий вид, занесенный в международную Красную книгу. Животные попали в бизонарий из Канады в 2006 году.

Во время посещения Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства в городе Покровске была проанализирована адаптация к выращиванию зерновых культур в регионе.

"Проект очень насыщен посещением полигонов под открытым небом, для проведения научных исследований. Нам удалось выполнить все поставленные задачи и сделать даже больше. Научная школа стала хорошей площадкой для изучения современных методов исследований в области изменения климата, особенно для начинающих ученых. Планируем продолжить работу в этом актуальном для нашего региона направлении и привлекать специалистов разных профилей для решения проблем и для передачи опыта", поделилась руководитель проекта Людмила Аргунова.

Особый интерес у участников из других регионов вызвало знакомство с культурно-этнографическими особенностями региона, с богатой исторической частью, так участниками был посещен культурно-этнографический комплекс "Орто-Дойду", где ежегодно отмечается праздник Ысыах (якутский традиционный праздник лета). Данный комплекс состоит из якутского спиралевидного календаря, реконструкций древних якутских жилищ и ритуальных столбов Сэргэ.

Как отметила секретарь Отделения Общества в Якутии, научный сотрудник лаборатории криогенных ландшафтов института мерзлотоведения СО РАН Александра Петрова, проводившая ознакомительную программу в этнографическом комплексе:

"Проведение праздника Ысыах связанно с непосредственным окончанием зимы и подразумевает под собой начало короткого периода лета, когда население имеет возможность подготовиться к наступлению следующей зимы. Таким образом даже национальные традиции находятся в прямой взаимосвязи с климатическими условиями".

photo_5247030145750000379_y.jpg

Валентина Ситникова
Автор: Валентина Ситникова

Помимо настоящего этнографического комплекса во всех селах, где были участники, имеются музеи и всегда имеются заинтересованные жители, которые рассказывают как о истории своего дома, так и о традициях в целом. В селе Чкалов в музее этнографа, юриста и общественного деятеля Г.В. Ксенофонтова воспроизведен быт и уклад якутов на начала XX века. Участники отметили музей, где собраны ценные экспонаты, рассказывающие о богатой истории и культуре острова. На острове, где проживают около 300 человек, для участников были продемонстрированы обряды и традиции, национальные костюмы и кухня.

В селе Тит-Ары проживают потомки ямщиков русских переселенцев XVII века, которые находились на государственной службе и выполняли ямскую повинность для почтовых перевозок.

Жители Хангаласского улуса активно участвовали в программе школы и помогали проводить научные исследования. Глава Мальжагарского наслега Айталина Васильева показала в черте села Булгунняхтах алаас (плоское понижение в рельефе с озером) и булгуннях (гидролакколиты многолетние бугры пучения). Также была организована встреча с местными жителями, где в непренуждённой обстановке участники смогли обсудить вопросы, касающиеся предотвращения распространения просадки грунта вблизи села, изменение границ островных территорий и пр.

dsc08323.jpg

Елена Ознобихина
Автор: Елена Ознобихина

Жители Булгунняхтах познакомили с традиционным видом декоративно-прикладного искусства и провели мастер-класс по изготовлению оберега из конского волоса.

"Я получила от поездки все, что ожидала, в том числе потрясающую компанию, интересных людей из различных сфер, которые делятся своим опытом. Но, помимо этого, на эту экспедицию у меня были собственные запросы, я хотела хотя бы поверхностно изучить этнографию и культуру якутского народа и мне это удалось несмотря на то, что наша экспедиция ставила своей целью изучение климата. Выражаю благодарность организаторам за такую возможность", поделилась участница школы Екатерина Батяшева.

Отметим, что другой не менее важной задачей, выполненной в рамках Молодёжной климатической научной школы, является популяризация науки среди молодёжи. Об этом и результатах проекта эксперт школы Валентина Ситникова рассказала в прямом эфире телепередачи "Утро Якутии" телеканала "Якутия 24".

Молодёжная научная школа оказалась важным событием для ее участников, они смогли получить актуальные знания о текущих проблемах, связанных с климатическими изменениями, с которыми сталкиваются жители региона и смогут найти пути их решения, выработать рекомендации. Полученные знания и приобретенный опыт будут активно использоваться для подготовки участниками научных работ по направлениям своей специализации, что поспособствует просвещению и образованию населения о климатических проблемах и способах их решения, а также оказании помощи научным работникам, занятым в решении задач настоящей отрасли, преемственности и популяризации науки в целом.

Проект реализуется при грантовой поддержке Русского географического общества. Партнерами выступают Институт мерзлотоведения СО РАН, национальный парк "Ленские Столбы", Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова и Российский государственный гидрометеорологический университет (г. Санкт-Петербург).