10 марта в Молодёжном клубе РГО «Академический» состоялся круглый стол «Наследие Николая Константинович Рериха». В работе круглого стола приняли участие директор МУ ДО «Малая академия», член Совета, руководитель комиссии географического и экологического образования Краснодарского регионального отделения РГО Алексей Александрович Оробец; главный библиотекарь муниципального бюджетного учреждения «Муниципальная информационно-библиотечная система г. Новокузнецка», руководитель Народного музея семьи Рерихов, кандидат искусствоведения Елена Станиславовна Кулакова; старший преподаватель кафедры экономической, социальной и политической географии Института географии, геологии, туризма и сервиса «КубГУ», педагог дополнительного образования МУ ДО «Малая академия», эксперт Молодёжного клуба «Академический» РГО Анна Витальевна Коновалова; педагог дополнительного образования МУ ДО «Малая академия», руководитель Молодёжного клуба РГО Дмитрий Мстиславович Камкин, а также активисты Молодёжного клуба «Академический» РГО.
Дмитрий Мстиславович рассказал о биографии Н.К. Рериха.
Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Санкт-Петербурге. Окончил гимназию, основанную Карлом Ивановичем Маем.
С 1893 года одновременно учится в академии художеств и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, параллельно посещая лекции на историческом факультете. В студенческие годы серьёзно увлёкся археологией. Он стал членом Русского археологического общества. Участвовал в раскопках курганов в Санкт-Петербургской, Новгородской и Тверской губерниях. В летних археологических экспедициях записывает народный фольклор, оказавший глубокое влияние на стиль молодого художника.
В 1897 году с отличием защищает дипломную работу в Академии (картина «Гонец») с поощрительной премией в виде поездки по художественным центрам Западной Европы.
В 1901 году женится на Елене Ивановне Шапошниковой.
Художник вместе с женой Еленой в 1903—1904 годах предпринимает путешествие по древнерусским городам. Рерих вел постоянную борьбу за охрану древнерусской архитектуры. Он одним из первых в стране стал говорить о величайшей ценности древнерусской иконописи и архитектуры.
В 1906 году занимает пост директора художественной школы общества поощрения художеств и приступает к коренной её реорганизации. За несколько лет, по оценке Александра Николаевича Бенуа, Рерих совершает «чудо», превратив заштатное прикладное училище в образцовое художественное учебное заведение.
Летом 1910 года совершает археологическое открытие - обнаруживает остатки кремля Древнего Новгорода. Кроме работ в экспедиции, Рерих читал лекции в Петербургском археологическом институте о том, как использовать навыки художника в археологии.
В 1912 году Николай Рерих вместе с поэтом Сергеем Городецким выступил перед императором Николаем II. В своем докладе он просил принять государственные меры для охраны культурных и исторических памятников. Позднее по этим материалам был создан пакт Рериха.
В 1916 году в связи с ухудшением состояния здоровья из-за хронической пневмонии переезжает с женой и сыновьями в Карелию. Провозглашение независимости Финляндии в декабре 1917 года застало Рериха и его семью в Сортавале. В 1918 году Рерихи переезжают в Выборг. Финляндия сыграла в жизни и творчестве Николая Рериха не меньшую роль, чем легендарные Гималаи. Он постигал туманную мощь финской природы, с её серебряными озёрами, северными сияниями и буйной мощью хвойных лесов, впитывая в себя благостную тишину и покой севера. Так рождаются картины «Отдых охотника», «Дочь викинга», «Выборг. Осень» и «Выборгская крепость».
Весной 1919 года Рерихи через Норвегию отплыли на корабле в Англию.
В 1920 году, по приглашению американских деятелей искусства, отправляется в Нью-Йорк. За два с половиной года в США его передвижная персональная выставка объезжает десятки крупнейших городов.
В 1923 году добивается от США поддержки своей идеи большой Центральноазиатской экспедиции и отправляется с женой и сыном Юрием в Индию. В 1925-28 годах организует и проводит беспрецедентно длительную и обширную по охвату экспедицию по Центральной Азии, включая Гималаи, Тибет, северо-западный Китай и Горный Алтай, с кратковременным посещением Москвы. Задачи экспедиции были весьма обширные: создать живописную панораму земель и народов Средней Азии, провести археологические изыскания, собрать коллекцию этнографических материалов, чтобы по ним изучить духовную культуру районов, по которым пролегал маршрут, и постараться реконструировать их историю. Еще одной задачей было изучение местных языков и диалектов - за ее выполнение отвечал Юрий. По возвращению из Москвы экспедиция прошла по Алтаю до Иркутска, Кяхты и перешла в Монголию. Перезимовав в Улан-Баторе, экспедиция преодолела юго-западную пустыню Гоби и через Тибетское нагорье двинулась в сторону Лхасы. До тибетской столицы оставалось около десяти дней пути, и тут экспедицию остановили местные пограничные войска. Без объяснения причин Рерихам запретили двигаться вперед, ссылаясь на необходимость получить разрешение правительства. Только в марте удалось получить разрешение ехать дальше. Правда, не в Лхасу, а в юго-западном направлении, вдоль южных берегов Великих озер Тибета - прежде в этих местах не ступала нога европейца или американца. Перевалив Трансгималаи, Рерихи вышли в южный окраинный район Тибета и несколько дней следовали по течению великой реки Брахмапутры, а в мае 1928 года пересекли границу между Тибетом и Индией.
По итогам экспедиции создаёт в 1928 году Гималайский институт научных исследований «Урусвати».
В 1929 году посещает Европу и Америку с результатами экспедиции и разработкой проекта международного договора по охране культурных ценностей. 15 апреля 1935 года в Вашингтоне США и 20 стран Латинской Америки подписали «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший название Пакта Рериха.
Николай Константинович организует через американский сельскохозяйственный Департамент и проводит в 1935 - 1936 годах долгосрочную экспедицию в Маньчжурию и северный Китай. Официальная цель экспедиции: найти семена засухоустойчивых трав. К концу 1935 года, попав в опалу к американскому правительству, лишается поддержки министра Г. Уоллеса и бизнесмена Л. Хорша, что приводит к разрушению деятельности рериховских учреждений в США. В 1936 году вынужден покинуть Дальний Восток.
В годы Великой Отечественной Войны 1941-45 годов проводит в Индии персональные художественные выставки с продажей картин в пользу Красной Армии. По окончании войны, предпринимает шаги к возвращению на Родину.
13 декабря 1947 года скончался в своём имении в долине Кулу, где и был торжественно кремирован.
Елена Станиславовна рассказала участникам круглого стола о Пакте Н.К. Рериха.
Договор подписали США и 20 стран Центральной и Южной Америки. Во время подписания Пакта Н.К. Рерих находился в Китайско-Маньчжурской экспедиции. В торжественный день 15 апреля над палатками в пустыне Гоби взвилось Знамя Мира. Николай Константинович говорил, что это один из счастливейших его дней. В экспедиционном дневнике он записывал: «Сколько бы стран ни подписало Пакт сегодня, все равно этот день сохранится в истории, как памятное культурное достижение. Начало государственное уже приложило свою мощную руку, и тем самым открылись многие новые пути для всех подвижников Культуры».
Активное движение за Пакт Рериха возобновляется по окончании второй мировой войны.
В 1950 году комитет Пакта Рериха в Нью-Йорке передал ЮНЕСКО всю документацию по Пакту. В 1954 году в Гааге на основе Пакта Рериха была принята международная «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Конвенцию подписали представители пятидесяти шести государств, в том числе и Советского Союза.
Знамя Мира символизирует прошлое, настоящее и будущее в едином кольце культуры. Рерих сравнивал его со знаком Красного креста, оказывающего помощь раненым, и называл его Красным крестом Культуры. Почему он выбрал этот символ для Знамени? Дело в том, что это древнейший символ человечества. Он прошел через тысячелетия. Знак Триединства встречается в разных странах и у разных народов земли.
В наши дни со Знаменем Мира поднимаются в космос космонавты, Знамя Мира водружено на северном и южном полюсах Земли, на высочайших вершинах мира, над многими культурными и просветительскими учреждениями. Оно призывает к миру, к сохранению культурных ценностей, без которых невозможно эволюционное развитие человечества.
В завершение круглого стола Алексей Александрович обратился к участникам: «Конечно же в рамках одного круглого стола нельзя охватить всю многогранность и глубину такой личности как Николай Константинович Рерих. Но я надеюсь у каждого из участников будет возможность для самостоятельного знакомства с культурным наследием семьи Рерихов».