Back to top

Браконьеры целились в сердце: эковолонтёр рассказал о спасении белого медвежонка и о жизни на необитаемом арктическом острове

21 октября 2022
В преддверии Географического диктанта молодёжный клуб РГО Terra Cognita МГИМО поговорил с участником экологических экспедиций на Ямал Алексеем Сафоновым о том, какие качества нужны полярнику, почему люди отправляются на север и как понять, что русскоязычная Арктика – это Россия.

В этом году МГИМО впервые выступает открытой площадкой Географического диктанта. Приглашаем всех желающих зарегистрироваться и написать диктант именно у нас! Одна из целей диктанта – пробудить интерес к географии России. Прямое воплощение этого интереса – путешествия, и особенно здорово, когда цель посмотреть родные просторы сочетается с другими целями, в том числе экологическими.

Наш собеседник Алексей Сафонов принял участие в экспедициях всероссийского проекта "Чистая Арктика" уже дважды: в 2013 и в 2021 году. В первый раз эковолонтёры отправились очищать от металлолома берега острова Белый, во второй раз – острова Вилькицкого.

safonov.jpg

Алексей Сафонов
Автор: Алексей Сафонов

Вспоминая свою первую экспедицию, Алексей признаёт, что опыт это незабываемый:
"Впечатлений было море, и многое со мной тогда случилось впервые. В первый раз я летел на вертолёте – на нём мы добирались до острова целых пять часов. В первый раз я увидел полярный день – он совсем не похож на петербургские белые ночи. В первый раз я увидел белых медведей. У меня был просто переизбыток эмоций!"
Многие впечатления были связаны с людьми, которые работают на островах – не только эковолонтёрами, но и метеорологами. Алексей отзывается о них как об удивительных, бескорыстных людях. Все они приезжают на время, постоянного населения ни на одном из этих двух островов нет.
"Местные жители туда приходят только зимой, чтобы разобрать какое-нибудь старое здание на дрова. Поэтому, когда какую-то избушку на зиму запирают, в следующем году можно увидеть, что в ней появились дыры", - рассказывает Алексей.
А вот медведей на Ямале так много, что вскоре к ним уже привыкаешь. Самое яркое воспоминание Алексея связано как раз со спасением белого медвежонка во время первой экспедиции. Тогда на острове Белом появились браконьеры, и никто не знал, откуда они взялись.
Однажды к лагерю вышла медведица с медвежонком. Через день малыш вернулся уже один и лёг на другом берегу небольшой протоки, которая располагалась возле лагеря. Когда медведь пролежал недвижно целый день, волонтёры подумали, что что-то не так. В объектив камеры с хорошим зумом они разглядели кровь.
"По технике безопасности к белым медведям нельзя приближаться ни под каким предлогом. Но мы сели все вместе, посоветовались и решили его спасать. Сколотили какой-то ящик, взяли брезент, переплыли протоку на резиновой лодке и пошли к нему. Там ещё и собачка у нас была по кличке Боцман. Пёс был умный, но, так сказать, с характером. Он переплыл протоку вслед за лодкой, вышел на берег и сразу побежал к мишке. Мы подумали, мало ли что ему в голову взбредёт, вдруг загрызёт его там. Но Боцман просто встал рядом с раненым зверем и стал его отвлекать. Ребята подошли сзади, накрыли его брезентом, положили в ящик. Мы вернулись в лагерь и разместили мишку в одной из заброшенных избушек. Сразу начали давать кашу со сгущёнкой и антибиотиками. Видно было, что лапа у мишки была прострелена. Целились в сердце, но пуля прошла навылет через лапу. Так что история грустная, но со счастливым концом. Мишка пошёл на поправку. Он ел кашу, ел рыбу, и по тому, как он ел, было видно, что зверь дикий. Сначала он нас не любил и боялся, но потом некоторые ребята кормили его уже с рук".

mishkav.jpg

Спасённый медвежонок
Автор: Алексей Сафонов

Что делать с медведем дальше, никто не знал. По спутниковому телефону позвонили в Салехард, и через какое-то время приехали ветеринары из Пермского зоопарка. У них был белый медведь, но очень старый, а им нужен был самец для молодой самки. Они за ним прилетели, забрали его, и до сих пор он живёт в Перми, нашёл себе подружку.
"Я иногда слежу за новостями об этом мишке. Правда, медведь уже сильно вырос, а я его помню совсем маленьким", - поделился эковолонтёр.
Алексей хотел бы снова поехать в такую экспедицию. При этом он не может до конца ответить себе самому на вопрос о том, что изначально привело его на Ямал.
"Я увидел в интернете, что требуются волонтёры в Арктику, и подумал, что это круто – там побывать. Тем более что в Сочи или в Европу можно съездить когда угодно, хоть на пенсии, а вот в такое место попасть не так просто. Я просто хотел посмотреть, что это такое, и я получил впечатления на всю жизнь. А во второй раз это была ностальгия, честно говоря. Я соскучился и хотел снова окунуться в это всё", - признаётся активист.
Такая поездка – возможность отдохнуть от обыденности: "Мне по душе, что это необитаемый остров, людей там нет вообще. Я живу в очень большом городе – и иногда мне хочется от него отдохнуть".
Конечно, арктические экспедиции – не для всех. Говоря о качествах, необходимых желающим приехать в Арктику, Алексей отмечает, что главное – неконфликтность, потому что в замкнутом коллективе обижаться друг на друга просто нельзя. Кроме того, необходима взаимовыручка, потому что ситуации бывают разные, встречаются травмы, и важно беречь друг друга.

На вопрос о том, чувствуется ли в российской Арктике, что это Россия, Алексей однозначно отвечает да, но как он это понимает, сказать затрудняется:
"Не знаю, как я это понимаю, я просто это ощущаю. Я вспоминаю какие-то пейзажи, тех же самых птиц и животных – и мне кажется, что это моё, родное".
Но работы для эковолонтёров в Арктике ещё очень много. В советское время здесь были посёлки и станции, большинство из которых теперь заброшены, а техника по-прежнему лежит.
"Такое ощущение, что человек вышел из трактора и уехал. И стоит трактор, он немного проржавел, дверка открытая. Создаётся впечатление, что люди там были, причём совсем недавно, но потом их как ветром сдуло", - отмечает Алексей.

aleks.jpg

Очистка Арктики от металлолома
Автор: Алексей Сафонов

Именно этот металлолом и убирают эковолонтёры. Но не только его, потому что загрязнение происходит и сейчас. К примеру, электричество здесь производят генераторы, для работы которых завозится огромное количество двухсотлитровых бочек горюче-смазочных материалов. Когда бочка кончается, её выкидывают, и она остаётся лежать там же. Перспективы решения этой проблемы туманны. Ответом могло бы стать развитие возобновляемой энергетики, но и здесь немало ограничений.

А пока эковолонтёры продолжают очистку берегов Арктики. Пожелаем им удачи!