Back to top

90 лет со времени первого сквозного прохождения северного морского пути

16 декабря 2022
Что такое Северный Морской путь? Арктика — важнейший стратегический регион для России. Не случайно освоению и развитию северных территорий сегодня отдаётся большое значение. И ключевую роль здесь играет Северный морской путь (СМП). Северный морской путь — самый короткий морской путь между Европейской Россией и Дальним Востоком, который проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря) и частично Тихого океана (Берингово море).

Помимо СМП популярны и транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём — только 5 770 морских миль, таким образом проход по СМП на 57 % короче. Это даёт возможность экономить на топливе и других расходах, значительно сокращая транспортные издержки. Кроме того, Россия не берёт плату за проход по своей части Северного морского пути, а это значительная часть маршрута (3024 морские мили). Для сравнения: власти Суэцкого канала взимают около 300-400 тысяч долларов США за проход контейнеровоза или сухогруза среднего размера.

ienrooyufmq.jpg

Маршрут транспортировки грузов с Дальнего Востока в Европу с использованием Северного морского пути (обозначен синим) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (красный цвет)
Автор: Маршрут транспортировки грузов с Дальнего Востока в Европу с использованием Северного морского пути (обозначен синим) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (красный цвет)
Но главным фактором, ограничивающим использование СМП является то, что бо́льшую часть года водные пространства северных морей покрыты льдом и для прохода танкеров и сухогрузов необходима "очистка" ото льда при помощи ледоколов.

dyaiea6pocc_1.jpg

Ледокол "Арктика" преодолевает Северный Морской путь
Автор: Ледокол "Арктика" преодолевает Северный Морской путь
Пройти Северный Морской путь мечтали мореходы со второй половины XIX века. В 1878–79 годах совершить переход за одну навигацию попытался шведский исследователь Арктики Адольф Норденшельд на судне "Вега", но вынужден был зазимовать, немного не дойдя до Берингова пролива. Пока он собирал на одном из островов ботаническую коллекцию, льды полностью закрыли проход. Российская гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) в 1910–1915 годах на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" несколько раз пыталась пройти трассу и возвращалась, зимовала, затем снова пыталась дойти из Владивостока в Архангельск и, наконец, дошла — в 1915 году.

-95g6m016hs.jpg

Владимир Воронин и Отто Шмидт
Автор: Сергей Лоскутов / ТАСС
Но воплотить мечты в реальность удалось только 90 лет назад: в 1932 году экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на ледоколе "Александр Сибиряков" впервые прошла Северным морским путём из Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию.

Предыстория

В 1930 году Арктическим институтом был выдвинут план экспедиции из Архангельска во Владивосток. План этот был одобрен правительством, которое вместе с тем дало участникам экспедиции твёрдое задание пройти Северный морской путь в одну навигацию. Ранее, как мы знаем, это ещё не удавалось ни одному судну.

В распоряжение экспедиции был предоставлен ледокольный пароход "Александр Сибиряков". Командиром был выбран капитан 2-го ранга Владимир Воронин. Во главе экспедиции правительство поставило профессора Отто Шмидта, в то время занимавшего должность директора Арктического института. Его заместителем был полярный исследователь, океанолог Владимир Визе. Команда насчитывала 36 человек, все были опытными моряками-полярниками.

Ледокольный пароход Александр Сибиряков
Судно построено на английских верфях в 1909 году под именем "Беллавенчур", использовалось для промысла тюленей. В 1915 году приобретено Министерством торговли и промышленности Российской империи для зимних рейсов в Белом море и переименовано в честь предпринимателя и исследователя Сибири Александра Сибирякова. В Великую Отечественную судно работало как снабженец, на нем установили лёгкое вооружение. 26 августа 1942 года судно в ходе боя с тяжелым немецким крейсером "Адмирал Шеер" загорелось и затонуло. Команда частично погибла, 13 человек были взяты в плен, кочегар Павел Вавилов спасся на острове Белуха.
Место гибели "Сибирякова" удалось обнаружить лишь в 2014 году. На корпусе ледокольного парохода была закреплена мемориальная табличка в память о погибших моряках.
Экспедиция

"Сибиряков", которому предстояло открыть новую эпоху в истории покорения Арктики, вышел из Архангельска 28 июля 1932 г.

3 августа "Сибиряков" достиг острова Диксон, пополнил там запасы угля и двинулся к Северной Земле. Он вошёл в море Лаптевых не через пролив Вилькицкого, а обойдя Северную Землю — раньше так не делал никто.

Уже к 14 августа судно дошло до острова Домашний, потому что льда практически не было. На острове экипаж встретился с зимовщиками, и один из них, Георгий Ушаков, передал им карту Северной Земли. Подойдя к архипелагу, участники экспедиции обнаружили, что пролив Вилькицкого забит тяжелыми льдами. А к северу — открытая вода. Так "Сибиряков" впервые в истории мореплавания обогнул архипелаг с севера. Второй обход архипелага не ледоколом состоялся лишь в 1995 году, спустя 63 года.

qhl_qw3zquk.jpg

Карта маршрута полярной экспедиции
Автор: сайт Мир Знаний
В Чукотском море ледовая обстановка стала осложняться. К началу сентября "Сибиряков" подошёл к Чаунской губе, где наткнулся на многолетний лед. Обшивка судна едва выдерживала, и морякам приходилось взрывать лёд — они использовали разом по 20 килограммов взрывчатки.

"Лёд — это был наш враг, и чем тяжелее становилась борьба с ним, тем сильнее мы его ненавидели", — написал Владимир Визе в книге "На "Сибирякове» — в Тихий океан".

10 сентября "Сибиряков" находился возле острова Колючин, где столкнулся с большой льдиной, получил повреждение лопастей винта и не смог двигаться дальше. Одна лопасть отпала, вторая сломалась наполовину, ещё от двух остались трети. Винт пришлось менять прямо во льдах в экстремальных условиях, для этого использовали находившиеся на борту запасные лопасти. По предложению Шмидта из кормовой части ледокола в носовую перегрузили 400 тонн угля и весь запас продовольствия. Это позволило поднять корму судна над водой для замены лопастей.

obm3ijqqmqs.jpg

Команда корабля пытается отремонтировать гребной винт
Автор: magadansky - ЖЖ
Работы продолжались до 16 сентября. После ремонта винта ледокол выдвинулся дальше к Берингову проливу, однако буквально на следующий день, 17 сентября, у него сломался упорный подшипник, а 18 сентября — конец гребного вала, который ушел на дно вместе с винтом. Это случилось в районе острова Идлидля в Чукотском море, приблизительно в 842 километрах от Берингова пролива. Исправить поломку в экстремальных условиях Арктики было невозможно.

"Раздаётся ужасный треск — такого мы еще не слыхали, потом наступает жуткая тишина. Это уже не лопасть, это обломался конец гребного вала, и мы потеряли весь винт, который лежит теперь на дне морском. "Сибиряков перестал быть судном и сделался игрушкой течений и ветров", — описывал это Визе.

Несмотря на то что ветер и течение таскали судно, капитан Воронин не оставлял надежды, что "Сибирякова" можно будет вывести в Берингов пролив и без винта. Экипаж рассчитал, что скорость дрейфа на восток составляет примерно полмили в час; по их подсчётам, проходя ежесуточно 12-13 миль (19-20 километров), пароход доберется до пролива за неделю.

В течение трёх суток судно продвинулось в сторону Берингова пролива примерно на 45 миль (72 километра), для уменьшения дрейфа использовали якоря. Но когда до мыса Дежнёва оставалось всего 60 миль (96 километров), судно уперлось в лёд, и его потащило назад.

eamekgmhhfe.jpg

Заброска ледового якоря с борта ледокольного парохода "Александр Сибиряков" возле мыса Северного
Автор: magadansky - ЖЖ
Чтобы завершить начатое, "Сибирякова" пришлось поставить на паруса — 27 сентября Воронин отдал приказ их готовить. Моряки использовали брезенты, которые закрывали грузовые люки и почернели от угольной пыли. Для обхода больших льдин использовали якорь — его цепляли за впереди лежащую льдину, после чего подтягивали судно лебедками. Впрочем, иногда приходилось использовать и взрывчатку.

ws74-ncaaf8.jpg

Ледокольный пароход "Сибиряков" с парусами
Автор: Художник: Евгений Валерианович Войшвилло
План сработал — в 14 часов 45 минут 1 октября 1932 года усилия экспедиции увенчались успехом. "А. Сибиряков" вышел на чистую воду у входа в Берингов пролив. На буксире рыболовецкого судна "Уссуриец" пароход вошел в бухту Провидения. Задача, поставленная перед экспедицией, была выполнена за 65 дней.

Итоги экспедиции

Таким образом, поход "Сибирякова" по значимости вызванных им к жизни мероприятий следует расценивать как одно из важнейших событий в Арктике XX века. Этим походом вся история освоения Арктических земель делится на два периода — до "Сибирякова" и после "Сибирякова". Только плаванием этого корабля было доказано, что Северный морской путь может быть завоёван и что точка зрения, по которой за этим путем не признавалось никакого практического значения, была неправильна. Поэтому значение победы, одержанной на «Сибирякове» советскими мореплавателями и учёными, огромно.

За свой подвиг "Александр Сибиряков" получил орден Трудового Красного Знамени. Шмидт, Воронин и Визе получили высшие награды — ордена Ленина, остальные участники экспедиции — ордена Трудового Красного Знамени.

По итогам экспедиции высшему руководству СССР был подготовлен доклад о возможности использовать маршрут для развития промышленности и инфраструктуры Севера. В результате было предложено создать единое ведомство, которое будет заниматься не только транспортом региона, но и его промышленностью, строительством портов и социальной инфраструктуры для местного населения. Так, 17 декабря 1932 года было образовано Главное управление Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР, его руководителем назначили Шмидта. В дальнейшем у Главсевморпути появились территориальные управления в Мурманске, Архангельске и Владивостоке. В настоящее время оно переименовано в Администрацию Северного морского пути при Федеральном агентстве морского и речного транспорта.

Материал подготовил Иван Скоков