Back to top

274 дня в открытом океане

9 января 2023

История первой в мире научно-исследовательской дрейфующей станции. История завоевания Северного полюса крайне драматична. Заветного пересечения меридианов земного шара люди пытались достигнуть разными путями. Одни плыли на судах, другие летели по воздуху, третьи пытались достигнуть полюса на собаках; в ход были пущены даже подводные лодки. Проникая всё дальше и дальше на север, исследователи открывали новые земли и острова, изучали воды и течения Ледовитого океана, наблюдали животный и растительный мир Арктики. Но на протяжении почти полутора веков ни одно путешествие к полюсу не достигало намеченной цели.

bez_imeni-1.jpg

Физическая карта Арктики
Автор: Каталог векторных карт

Северный полюс и история его покорения

Северный полюс находится в центральной части Северного Ледовитого океана. Эта область покрыта дрейфующими льдами и не имеет пригодной суши для устройства постоянных наблюдательных пунктов, диаметрально отличаясь от Южного полюса, расположенного в глубине Антарктиды. Ближайшим участком суши к нему является маленький островок Каффеклуббен, расположенный в 707 км от Северного полюса.

Крупнейший полярный исследователь Фритьоф Нансен пытался добраться до полюса, вогнав свой корабль "Фрам" в дрейфующий лёд и двигаясь вместе с ним. Расчёт Нансена оказался принципиально правильным, но практически неточным. Дрейф льда прошёл южнее, чем предполагал Нансен, на 450 километров. Видя, что дрейф отклоняется к югу, Нансен сделал смелую попытку продвинуться дальше к полюсу на собаках. С огромными трудностями ему удалось дойти до широты 86 градусов 14 минут, откуда он, вместе со своим спутником Иогансеном, повернул к Земле Франца-Иосифа, там перезимовал и на следующий год возвратился в Норвегию.

ufji5nfynzc.jpg

"Фрам", блокированный торосами, в марте 1895 года
Автор: National library of Norway

По некоторым данным первым Северного полюса достиг американский исследователь Роберт Пири, посвятивший этому делу двадцать три года своей жизни. Сделать это ему удалось в 1909 году. Пробыв на полюсе около тридцати часов, он поспешил обратно, так как опасался наступления полярной весны и истощения своих скромных продовольственных запасов [1].

Затем было предпринято множество попыток достичь Северный полюс на самолёте. Однако, кроме достижения полюса они ничего сделать не могли. Центральная Арктика в целом и Северный полюс в частности оставались по прежнему белыми пятнами для науки.

Но ситуация начала меняться с постепенным освоением северных территорий. К середине 1930-х годов потребовался прогноз ледовой обстановки для судов, которые ходили в летние месяцы по трассе Северного морского пути. Эта трасса располагалась вдоль северных берегов нашей страны по морям Северного Ледовитого океана. Необходимая информация поступала с полярных станций на океанском побережье и с островов, но из района полюса её просто не было. Такое положение не устраивало прогнозистов, поскольку окраинные моря Арктики и её центральный бассейн образуют единую природную систему [2].

"В пользу создания станции "Северный полюс" высказывались не только учёные, но и лётчики. Тогда ещё у нас не было машин, способных летать в любую погоду. С мнением "богов погоды" — синоптиков — лётчикам приходилось особенно считаться. И для планировавшихся трансперелётов была необходима метеорологическая станция в районе Северного полюса", - отмечал Иван Дмитриевич Папанин в своей книге [3].

Экспедиция

В 1936 г. начальник Главсевморпути Отто Юльевич Шмидт обратился к правительству с предложением создать дрейфующую полярную станцию, которая в течение года провела бы комплекс метеорологических и гидрологических исследований. Они были бы весьма кстати: на следующий год планировались трансарктические перелёты советских летчиков в Америку.

Главному управлению Северного морского пути Политбюро поручило организовать в 1937 году экспедицию на Северный полюс, Наркомтяжпром за этот год должен был построить самолёты [4].

Из книги Папанина:

"Работа закипела, причём незамедлительно! Полным ходом шла подготовка к экспедиции и одновременно велись жаркие споры на тему, какими средствами завоёвывать полюс. Собачьи упряжки, лыжи и даже мощный ледокол были отвергнуты. Оставался один путь — по воздуху".

В самом деле, островов в центральной части Северного Ледовитого океана нет, и стационарные научные станции построить нельзя, а вмораживать корабль во льды рискованно: во-первых, неизвестно, куда они его занесут, во-вторых, вдруг они его раздавят? Проще доставить исследователей самолетами в нужный район Арктики, выбрать большую крепкую льдину, выгрузить людей, оборудование и всё необходимое для жизни — и счастливого плавания!

В общем, недорого и эффективно. В планах было начать дрейф от Северного полюса: имелась гипотеза, что мощных течений и значительных подвижек льда в районе полюса быть не должно. После окончания исследований предполагалось снять полярников и оборудование со льдины опять же с помощью самолётов. Её руководителем был назначен сам Шмидт. Начальником будущей станции стал Иван Дмитриевич Папанин, в прошлом чекист, к тому времени уже имевший опыт руководства подобными научно-наблюдательными пунктами — на Земле Франца-Иосифа и на мысе Челюскин. Вместе с ним дрейфовать отправлялись радист Э. Т. Кренкель, геофизик Е. К. Фёдоров и океанограф П. П. Ширшов. На последнего, кроме того, возложили обязанности врача.

В марте 1937 г. экспедиция на четырёх самолетах АНТ-6 вылетела из Москвы через Холмогоры, Нарьян-Мар и Новую Землю на остров Рудольфа, самый северный из островов Земли Франца-Иосифа. Погодные условия долгое время были неблагоприятными. И только 6 июня после высадки в несколько этапов и разгрузки оборудования состоялось торжественное открытие первой дрейфующей полярной станции. Затем самолёты взлетели, и на льдине остались четверо полярников и пёс Веселый.

Из воспоминаний Папанина:

"Наступила тишина, какой я ещё не слышал, к которой надо было привыкать. Мы — на шапке мира, нет тут ни запада, ни востока, куда ни глянь, всюду юг. Белое безмолвие".

Но несмотря треволнения, вызванные ожиданием самолётов, с первого дня начались будни. Но не серые, а очень напряжённые, наполненные работой и другими заботами.

"Громадным треугольником, почти на 4 км, вытянулась наша льдина. Небольшой город мог бы свободно разместиться на ней со всеми своими скверами, бульварами, парками. Здесь есть ровные площадки, годные для посадки целой эскадры тяжёлых самолетов. Есть живописные холмы до 3 м, а летом здесь были озера, достаточные для размещения небольшой эскадры байдарок… По краям льдины тянутся гряды старых торосов — следы мощных ударов соседних полей… Мы любим нашу льдину. Любим весь этот своеобразный мир, только издали кажущийся мертвой пустыней", - П. П. Ширшов, Полюсный дневник.

xch-dkfurhi.jpg

Карта дрейфа станции "Северный полюс"
Автор: Мир Знаний

В течение лета льдина дрейфовала, и скорость дрейфа постоянно увеличивалась. В январе 1938 г. началось самое неприятное: льдина понеслась со страшной скоростью (10—12 миль в сутки) и стала ломаться, причём не только по краям. Постоянно приходилось перебазировать лагерь, чинить оборудование, перемещать запасы, чтобы избежать их одновременной потери. После сильнейшего шторма, продолжавшегося почти неделю, размер льдины сократился до 30 х 50 м, и она оказалась совсем рядом с Гренландией (до берега оставалось не более 100 км). И этот осколок уже не был монолитным. На Большую землю полетела срочная радиограмма. Счёт пошел на дни и часы. На спасение папанинцев (так называла их вся страна) двинулись ледоколы — "Ермак" из Кронштадта и "Таймыр" с "Мурманом" из Мурманска. К 19 февраля они наконец пробились к зимовщикам, и станция "Северный полюс-1" закончила свою работу.

zkeipk1upfc.jpg

Папанин подсыпает снежный вал к стенкам палатки
Автор: Папанин подсыпает снежный вал к стенкам палатки

За 274 дня дрейфа станция преодолела около 2200 км, а если учесть все петли и зигзаги, то более 2850 км. Ни на один день не прекращались научные наблюдения. За это время было выполнено 33 промера глубины (14 из них показали более 3 км), 600 измерений скорости течения, поставлены десятки гидрологических и гидробиологических станций. Определялась сила тяжести, велись наблюдения за атмосферным электричеством, магнитные измерения. Кроме того, проводились метеорологические наблюдения по утверждённой программе полярных станций, а при трансарктических перелетах Чкалова, Громова и Леваневского авиапогода передавалась через каждые два часа.

qd3b7xkavrs.jpg

Ледоколы "Мурман" и "Таймыр" подходят к станции
Автор: Александр Ермаков, ТАСС

Итоги экспедиции

За девять месяцев работы членами станции "Северный полюс-1" был собран уникальный материал, который впервые в истории дал возможность получить достоверные данные о природе Северного полюса и процессах, происходящих на этой территории. Метеосводки со станции не только давали краткосрочные прогнозы, но и позволяли сделать важные выводы о характере атмосферных процессов в центре Арктики. Впервые были получены надёжные экспериментальные данные о параметрах атмосферы и океана в центральных районах Арктики. В результате проведённых наблюдений было установлено, что тёплые атлантические воды глубинным течением проникают к Северному полюсу, что опровергло представление о безжизненности приполярного региона.

Результаты экспедиции были представлены 6 марта 1938 года общему собранию Академии наук СССР, и получили высокую оценку от специалистов. Они вошли в золотой фонд науки. Всем четверым членам экспедиции присвоили звание Героя Советского Союза, а также звания докторов географических наук.

Станция "Северный полюс-1" открыла новую эпоху в исследовании Арктики, доказав практическую возможность и целесообразность проведения широкого комплекса наблюдений с дрейфующего льда на регулярной основе.

Кроме того, была заложена советская программа дрейфующих станций. На льдах Центральной Арктики непрерывно работали две, а порой одновременно и три дрейфующие станции. Всего за период с 1937 по 2022 год работало свыше 40 дрейфующих станций.

2 октября 2022 года в точке с координатами 82°37’ с. ш. и 155°31’ в. д. начала работу дрейфующая станция "Северный полюс - 41". Общее предполагаемое направление дрейфа станции — через приполюсный район в Гренландское море. После выхода из пролива Фрама платформа "Северный полюс" своим ходом вернётся в Мурманск.

tf4exe1pgju.jpg

Подъём флага экспедиции "Северный полюс - 41"
Автор: Александр Зубков, ААНИИ

При написании статьи автор использовал следующие источники:

  1. Бронтман А. На вершине мира. — М.: Гослитиздат, 1938;
  2. Первая в мире дрейфующая станция "Северный полюс-1" / РИА Новости;
  3. Папанин И.Д. Лёд и пламень. — М.: Политиздат, 1977;
  4. Атлас великих географических открытий: всех времён и народов / Автор текста А.Г. Шемарин; отв. ред. С.С. Мирнова. — Москва: ОГИЗ, АСТ, 2014. — 192 с.: ил. — (Энциклопедия великих идей и открытий). ISBN 978-5-17-080105-3;
  5. Бурлаков Ю.К. Папанинская четвёрка. Взлёты и падения / Европейские издания, 2007;
  6. Труды дрейфующей станции "Северный полюс". Т. 1. [Единственный]: Экспедиция на полюс. - Дрейфующая станция. - Полет. - Радиостанция "Upol". - Астрономические определения. [Л.]: Издательство Главсевморпути, 1940.

Иван Скоков